Вы не залогинены (ВОЙТИ)  ·  Регистрация
Авторизация
Регистрация

Новая тема    Ответить





10, 11, 12 октября в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоится российская премьера оперы Людвига ван Бетховена «Леонора». Постановка, которую коллектив готовит под руководством выдающегося дирижера Геннадия Рождественского, обещает стать важным культурным событием, так как представит публике первую редакцию единственной оперы композитора, известной во всем мире в позднейших версиях под названием «Фиделио».
Судьба «Леоноры» была очень драматичной. Крайне неудачные обстоятельства премьеры на сцене театра Ан дер Вин в 1805 году и смелость оперного мышления композитора, к которому венская публика оказалась не готова, закрыли оригинальной версии путь на сцену. Лишь благодаря настойчивым уговорам друзей и почитателей, которые не могли смириться с мыслью, что «Леонора» больше не увидит света рампы, Бетховен согласился сделать новую редакцию оперы, озаглавленную «Фиделио» (1806). Ее судьба оказалась не на много завиднее первой. И лишь в третьей редакции, завершенной в 1814 году, опере удалось завоевать успех.
Бетховен добился признания как оперный мастер — признания, которого в то время тайно или явно жаждал каждый композитор. Однако его собственной рукой партитура была «исполосована» купюрами и переделками буквально вдоль и поперек. С одной стороны опера стала короче, динамичнее, образы — яснее. Но вместе с длиннотами ушли многие красоты, важные смысловые и эстетические моменты, а с ясностью пришла большая однозначность и плакатность — то, за что так любили «Фиделио» в советское время. В ХХ веке, когда появилась возможность сравнить все три редакции, многие знатоки творчества Бетховена склонны признавать правоту композитора, который героически отстаивал каждую ноту первоначальной редакции.
В Камерном музыкальном театре опера предстанет в своем первозданном виде — без компромиссов и уступок, которых потребовали от самобытного бетховенского гения условности жанра и сцены той эпохи. Идея постановки «Леоноры» в редакции 1805 года принадлежит музыкальному руководителю театра Геннадию Николаевичу Рождественскому, который выступает в качестве дирижера-постановщика. Это уже третья постановка в 2014 году (после «Лазаря» Шуберта-Денисова и «Мавры» Стравинского), подготовленная Рождественским.
Вместе с ним над спектаклем работают режиссер-постановщик и хореограф Михаил Кисляров, дирижер и хормейстер Алексей Верещагин, художник-сценограф Виктор Вольский, художник по костюмам Ольга Ошкало. Вневременные идеи оперы —жестокость ослепленных властью, одержимость мщением, страстная жажда свободы и справедливости и, конечно, спасительная сила любви — в спектакле найдут отражение в образах недавнего прошлого и настоящего. Режиссер предлагает взглянуть на известный сюжет в необычном ракурсе, подчеркивая его универсальность и многоплановость. При этом единственным отступлением от оригинального текста партитуры станет отказ от разговорных диалогов, качество которых, впрочем, позволяет без сожаления с ними расстаться.
В преддверии премьеры 4 октября в 18.00 состоится вторая встреча просветительского цикла «Премьера: инструкция по применению. “Леонора”». Ее проведет крупнейший отечественный бетховеновед, автор двухтомной монографии «Бетховен. Жизнь и творчество» (2009), доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Лариса Кириллина. Вход на встречу свободный.
Кроме этого к премьере в фойе театра разместиться выставка, рассказывающая о перипетиях создания и жизни оперы. В числе экспонатов будут представлены копии уникальных документов из Музея Бетховена в Бонне.


 

Новая тема    Ответить



 

Мобильная версия

Контакты