Извозчики Москвы старой Москвы - лихачи и ваньки!


Новая тема    Ответить



Городской транспорт в Москве, как и во всей России, раньше был в руках извозчиков.

В Москве в 1645 году их было - 2 тысяч, в 1775 году – 5 тысяч, в 1895 году – 19 тысяч, в 1914 году – 16 тысяч, а в 1939 году – аж, 60 тысяч.

Для извозчиков были приняты правила, за нарушение применяли штрафы:
- Извозчик должен иметь номерной знак.
- Номер должен был быть приспособлен в соответствующем месте.
- Стоянка только в определенных городской властью местах.
- Экипаж должен быть чистым и и в полном порядке(ТО))
- Одежда извозчика должна быть в приличном состоянии.

Извозчик регулярно проходил в полиции осмотр , после которого, ставились пломбы.
Для этой работы были ограничения по возрасту — от 18 до 65 лет

Извозчики разделялись на лихачей, ванек и промежуточное — живейных извозчиков.

«Лихачи» - самая престижная категория извоза У них были ухоженные лошади, лакированные коляски на шинах-дутиках. Театры, рестораны, гостиницы – основные точки, где лихачи брали своих клиентов. За поездку «с ветерком» лихач брал не меньше 3 рублей


Ваньки - были самыми бесправными в этом "профсоюзе". Ванек кто, только не оббирал. Клиент норовил обмануть, и городовому нужно было отстегивать сумму за право заниматься извозом. Экипаж такого извозчика выглядел не лучшим образом, но ванька брал за поездку 30-70 копеек. Не разживешься особо при поборах.

Рабочая одежда извозчиков устанавливались городской управой. Они носили большой кафтан «на фантах», на двух сборках позади, подпоясавшись наборным поясом, а также поярковую шляпу, украшенную пряжкой, доставшуюся от цеховых фасонов начала 19-го века.

В среде извозчиков аристократией считались «голубчики» ( «голуби со звоном»), которые имели на экипажах мелодичные колокольчики. Название их произошло от известного кучерского выкрика: «Эх, голуби!».

Номерной знак носили ранее на спине, а позднее стали прибивать к облучку или задку коляски.

"Только глянет над Москвою утро вешнее,
Золотятся помаленьку облака,
Выезжаем мы с тобою, друг, по-прежнему
И, как прежде, поджидаем седока.
Эх, катались мы с тобою, мчались вдаль с стрелой,
Искры сыпались с булыжной мостовой!
А теперь плетемся тихо по асфальтовой,
Ты да я поникли оба головой.
Ну, подружка верная,
Тпру, старушка древняя,
Стань, Маруська, в стороне,
Наши годы длинные,
Мы друзья старинные,
Ты верна, как прежде, мне." :-)

 



Варвара, спасибо большое за, как всегда, весьма информативный пост! Вот только цифра в 60 тысяч извозчиков в 1939 году вызывает у меня некоторые сомнения. Все-таки, еще в 1935 году открыли метро, да и трамваи уже давно использовали. И еще, Вы забыли написать, а кто же такие живейные извозчики?

 



Очень интересно, почему представленный извозчик такой пузатый!? Наверное, это символично. Это говорит от том, что извозчики питались значительно лучше простолюдинов, работали физически намного меньше их. А кушали, вероятно, совсем неплохо, в основном под водочку, о чём свидетельствует характерная форма живота, - медики с опытом сразу "просекут" ...

 



Антон1 писал(а):
Варвара, спасибо большое за, как всегда, весьма информативный пост! Вот только цифра в 60 тысяч извозчиков в 1939 году вызывает у меня некоторые сомнения. Все-таки, еще в 1935 году открыли метро, да и трамваи уже давно использовали. И еще, Вы забыли написать, а кто же такие живейные извозчики?
Дык, кто живейные? Серединка наполовинку))) Пока еще не лихач, но уже и не ванька. Это - либо стремящиеся, либо опустившиеся)))

 



Говорят: "Все новое, это хорошо забытое старое..." Сегодня можно заметить подтверждение этой "теории" в моде. С каждым годом "возвращение прошлого" все очевиднее. Интересно, а в отношении извозчиков это будет также актуально или люди будут предпочитать все же комфорт и современные удобные автомобили?

 



Да, честно говоря, довольно сложно представить нашу старую матушку-Москву без "лихого" извозчика. Но все же, вовсе не любой москвич мог, вот так свободно промчаться по старой Москве с "лихим" извозчиком, т.к. данное удовольствие стоило не из дешевых. Ведь и действительно, их экипажи были просто замечательно-показательными. Вот с таким "лихим" извозчиком, да еще и в экипаже с откидным верхом, вовсе не стыдно было прокатиться немного подвыпившему пассажиру с дамой.

Для извозчиков было установлено три действующих разряда. К первому разряду относились крытые экипажи на резиновых шинах-дутиках, тем самым имели окраску красного цвета. Второй разряд, имел синюю окраску, к нему относились экипажи подобного типа, вот только без воздушных шин. Ну, а все остальные экипажи, относились к третьему разряду. Каждый извозчик, просто обязан был следить за тем, чтоб его экипаж и фонарь, имели такой цвет, который был присвоен данному разряду.

Все же, как по-мне, современные извозчики, которые могут хоть, чем-то напомнить нам время старой Москвы, воспринимаются многими нашими согражданами, как экзотика. И вовсе не для передвижения по Москве-матушке, а именно для "утоления" своего интереса. Хотя, честно говоря, довольно забавно, вот так поездить.

 



Современные извозчики занимаются извозом на свадебных прогулках и для прогулок по парку. Очень красивыми получаются фотографии в красивом экипаже с лошадями, да и дети с большим восторгом катаются в открытых экипажах, запряженных лошадьми, на этом и делаются деньги. Кстати говоря, деньги делаются немалые.

Вот, например, с месяц назад гуляли с мужем и дочкой в парке. Там можно было покататься в открытом экипаже с лошадью. Причем, маленький круг стоил 150 руб (это максимум 15 минут поездки), а большой круг (ну, может быть полчаса бы мы покатались) стоил 300 руб. Это в самом простеньком парке. Думаю, на свадьбу красивый экипаж обойдется в несколько тысяч. Да еще и от места поездок зависит. Цены завышенные, но что поделать. Если есть спрос, значит будет и предложение.

 



В современном мире, многие извозчики только так и выживают, делая бизнес на вот таких прогулочках. Несомненно же, для нас это диковинка и довольно забавное новшество, тем более для деток. Но все же, каждый день мы вот так кататься не будем. Хотя в столице людей предостаточно, в день может прокатиться предостаточное количество желающих.

Так, что как по-мне, это просто замечательный начальный ход, для возобновления старых традиций. Да и вообще, почему плата настолько велика, т.к. уход за лошадьми и несомненно же, за самим экипажем, требует вовсе немалых денежных затрат.

Насчет красочных фотографий, которые остаются у нас после подобных прогулок в шикарных экипажах, Вы верно заметили. Память на всю оставшуюся жизнь останется. Возможно и ранее могли получаться такие же снимки, если б были цветными. Ведь старая Москва, была ничем не хуже современной ( в плане красок ).

 

Новая тема    Ответить



 

cron

Контакты